
Жители Екатеринбурга получили свыше двухсот тысяч рублей в результате судебного разбирательства с авиакомпанией «Аэрофлот» из-за невыполненного рейса в Барселону.
По информации пресс-службы Свердловского областного суда, запланированное на лето прошлого года путешествие должно было пройти следующим образом: семья приобрела билеты на рейс «Аэрофлота» в Стамбул, а затем Turkish Airlines в Испанию. Пересадка в Турции длилась всего 3 часа, однако этого времени не хватило из-за 11-часового задержки рейса из Екатеринбурга, вызванного поздним прибытием самолёта. В итоге туристы пропустили стыковочный рейс и понесли убытки в размере 179 941 рубля.
Вернувшись из отпуска, Владимир К. подал претензию к «Аэрофлоту», требуя компенсации убытков и штрафа. После отказа перевозчика удовлетворить требования, обратился в суд с иском (кроме возмещения убытков и штрафа, потребовал компенсацию морального вреда – по 15 тыс. руб. на каждого члена семьи). Первая попытка оказалась неудачной для пассажиров: Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга встал на сторону перевозчика, отказав в удовлетворении иска: «Покупая билеты в разных авиакомпаниях на стыковочный рейс, истцы приняли риски срыва поездки из-за задержки рейсов».
Свердловский областной суд отменил решение районного суда и частично удовлетворил иск туристов. «Аэрофлот» обязан возместить убытки пассажиров (179 941 руб.), заплатить штраф в размере 60 тыс. руб., а также компенсировать моральный вред в размере 10 тыс. руб. на человека. В суде подчеркнули: перевозка должна осуществляться в соответствии с расписанием в сроки и порядке, предусмотренном договором воздушной перевозки. Авиакомпания обязана обеспечить достаточность парка воздушных судов и при задержке рейса более чем на 2 часа принять решение о замене неисправного воздушного судна на резервное. Неисправность самолета, как сказано в апелляционном определении, не может служить оправданием для перевозчика.
Юрист Игорь Косицын отмечает, что суд ссылается на Приказ Минтранса РФ от 12.01.2022 № 10: «При задержке рейса более двух часов перевозчик принимает решение о замене неисправного воздушного судна исходя из планируемого времени задержки отправления рейса из базового аэродрома или посадочной площадки, расстояния полета и других факторов, определенных перевозчиком».
В конце июля мы написалиКонституционный суд России постановил, что пассажир не имеет права требовать компенсацию за авиабилет, если отказался от рейса из-за болезни члена семьи или близкого родственника, с которым вместе лететь не планировалось.