После дополнительных заседаний решение вынесли в пользу туристов – туроператор обязан выплатить 50% от суммы. «Согласно разъяснениям Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 года для взыскания штрафа по закону о защите прав потребителей претензия вообще не требуется. И если она отправлялась, то значение не имеет – турагенту, действующему по поручению, или туроператору», – сказал Игорь Косицын, добавив, что справедливость была восстановлена только после рассмотрения дела в трёх судах.
Руководитель компании «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин отмечает, что понятие справедливости для разных сторон разное. Туроператоры возвращали деньги за туры в 2022 году, хотя не виновны в введении санкций. То же самое касается практики, связанной с пандемией, когда отменялись множество путешествий. При COVID-19 или санкциях часть денег «застряла» у зарубежных партнеров. Для туриста “справедливым” представляется решение, когда туроператор возвращает деньги, несмотря на расходы и убытки.
Туроператор сочтет «справедливым» удержание расходов и убытков, а, по крайней мере, максимально длительное затягивание дела. Суд же будет считать справедливым то, как он истолковывает закон и как его убедит юрист турфирмы или турист. В одном случае присудят штраф, в другом – нет.
В начале 2022 года правительство заявило о выделении туроператорам на вывозные рейсы 10 млрд рублей. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко признался, что затраты участников рынка превысили эту сумму. В мае цифра была уточнена – Ростуризм… получит 6 млрд руб. Наконец, в декабре 2022-го были подписаны Соглашения о возмещении ущерба заключены с 26 туроператорами на сумму 2,1 миллиарда рублей. Вполне возможно, что компенсации получили не все пострадавшие.
Ранее мы написалиТурист пытался обмануть суд, чтобы получить денежные средства от туроператора за отмененный тур в ОАЭ дважды.