Вчера «Коммерсантъ» опубликовал материал о проблеме путешественников. С 2017 года компании обязаны отчислять один процент от стоимости реализованных туров в фонды персональной ответственности (ФПО). За это время в них собрали около 4,5 миллиардов рублей, которые фактически заморожены.

Новое объединение – Национальный союз профессионалов туриндустрии

Участники НСПТ считают, что вопрос компенсаций не получал должного внимания на площадке РСТ. Глава РСТ Илья Уманский в разговоре с «Коммерсантом» сфокусировался на недостаточной эффективности всей системы компенсаций: по его словам, действующий механизм не защищает интересы туристов полностью и при банкротствах обычно обеспечивает покрытие лишь 15–20% от стоимости купленных туров.

Специалисты отмечают: такие данные применимы в ситуациях с возмещениями со стороны страховых компаний, так как те получают документы от всех путешественников, заказавших даже отдельные услуги. В этом случае страховщик создаёт реестр и пропорционально распределяет компенсации.

По закону выплаты из Фонда по страхованию путешественников (ФПО) доступны лишь тем, кто оформил турпакет. Вследствие этого, чаще всего хватает имеющихся средств.

За всё время из средств фонда компенсаций туристам, за счет личных сбережений операторов, было выплачено 25 431 236 рублей, что возместило от 88 до 100 процентов оплаченных услуг.

На счетах некоторых крупных компаний скопилось более миллиарда рублей, что создает нагрузку на бизнес. В первую очередь важно безопасность туриста, а также не перекладывать финансовую нагрузку на конечного потребителя. Необходимо доверие к отрасли туризма со стороны туристов. Сплоченность бизнеса дает положительные результаты – за последние годы не было громких уходов с рынка крупных туроператоров. Значит, механизмы работают стабильно. Глубина бронирования редко превышает 90 дней, а активно используется гибкая система предоплаты, зачастую не более 20% от стоимости тура. Соответственно, обязательства туроператора соответствуют существующим накоплениям в фондах, — говорит Яна Муромова, заместитель генерального директора Anex.

Дмитрий Горин, председатель совета директоров «Випсервиса», обращает внимание: высокая стоимость кредитов не позволяет туроператорам воспользоваться займами. Специфика бизнеса таковы, что перед началом сезона компании должны производить предоплаты отелям и перевозчикам. Маржинальность бизнеса туроператоров остается небольшой – около 1–3%, напоминает глава «Персоны Грата» Георгий Мохов.