Анна Малинина из Fun&Sun отмечает, что многие агентства вынуждены закрываться из-за привычки работать с высокими комиссиями и невозможности перестроиться под изменившийся рынок. 70–80% туров продаются по промотарифам. Отмена таких тарифов невозможна, так как они позволяют предложить клиенту оптимальную цену, но предусматривают минимальную комиссию. Выход агентства видит в продаже дополнительных услуг. «Комиссия точно не будет подниматься, так как никто не станет работать убыточно».

Руководитель «Пегаса» Анна Подгорная заявила, что рентабельность бизнеса туроператоров составляет 2%, при условии отсутствия внешних потрясений. Она добавила, что за 30 лет работы в туризме не помнит такого. Подгорная напомнила о ситуации с авиаколлапсом в мае, когда из-за отмены рейсов туроператоры вынуждены были продлевать проживание клиентов и за свой счет вывозить туристов. По ее словам, у них нет ресурсов для повышения комиссии.

Представители турагентств предложили повысить минимальную комиссию до девяти процентов, увеличив при этом стоимость путевок. Sletat.ruВнимательно рассмотрев ситуацию, он заметил, что это не выход: «У нас есть конкуренты. Это Яндекс плюс регулярные перевозки от авиакомпаний. Если повышать цены, то туристы перейдут в другие каналы продаж». По его мнению, турагентствам нужно оптимизировать расходы: «Я уверен, что 50% туров уже продаете удаленно. К вам не приходят в офис, вы естественным образом снизили затраты. По сути, вы зарабатываете столько же, сколько и двадцать лет назад».

В ходе обсуждения обе стороны искали компромиссные решения. Рашад Мамедов предложил конструктивное решение: туроператоры могли бы стимулировать турагентов, берущих на себя повышенные обязательства по раннему бронированию.

Как отмечалось на конференции, повышенная комиссия за туры по раннему бронированию уже взимается. Яна Муромова из Anex сообщила, что ее компания ищет решения, которые позволят рознице зарабатывать больше. По ее словам, для туроператора важна глубина продаж, умение работать с дорогим продуктом и определенными отелями. «Поднять комиссию для всех невозможно, но можно искать точки соприкосновения».

В качестве такой точки стала проблема топливных сборов. Руководитель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян отметил, что они растут, существенно увеличивая стоимость поездок. Туроператоры зарабатывают, а турагенты нет, так как комиссию с этих сумм им не начисляют. «Давайте зарабатывать вместе», – призвак Алексан Мкртчян, вызвав аплодисменты зала.

В результате мозгового штурма туроператоры пришли к выводу, что обсудить эту несправедливость и сделать топливные сборы «комиссионными» возможно. Решение должно быть совместным и организованно вводиться, так как потребуется доработка систем бронирования. По предложению Анны Подгорной договорились, что по итогам конференции агентства подготовят список конкретных предложений.

Анна Филиппова («Мой агент»): «Спасибо за конференцию. Позитив в том, что поднимаются такие темы. Надеемся, диалог по поводу вознаграждений и топливных сборов приведет к конструктиву, а не как с авиакомпаниями, где комиссии вообще нет».

выявили тенденции Прогноз роста туристической отрасли в следующие годы, а также обсудили последствия Изменения основного для туристической отрасли понятия «турпродукта».