Фото: unsplash.com

Часть операторов внутреннего туризма не участвует в программе «Больше чем путешествие». сбои

Одним из главных новшеств стало введение постоплаты за туры со стороны государства. Раньше туроператор получал всю сумму оплаты за путешествие от АНО «БЧП» до начала поездки. Но с осени условия партнерства претерпели изменения.

Туроператор оплачивает поставщикам заблаговременно перед началом программы, а организатор расчитывается с ним лишь после завершения тура, предоставления отчета и подписания акта о выполненных работах.

Я предприниматель в сфере туризма, не в нефтяной или газовой отрасли, должна вкладывать по одному миллиону рублей своих средств в каждый тур. У меня их много, — рассказывает Наталья, руководитель компании, прежде работавшей по программе аккредитации.

Она рассказала, что по новым правилам туроператор может получать не более 15% от стоимости тура и только через полгода после окончания поездки.

Предпринимателям малого бизнеса, чей годовой оборот составляет 50–60 млн рублей, сложно вывести из оборота 1 млн рублей. Из-за этого предпринимателю нужно взять кредит под 20%, но заработок составит лишь 15%.

Наталья считает, что это может привести к разорению, так как люди не умеют вести свои финансы. Возможно, — говорит она, — кто-то берет кредит на участие в БЧП, чтобы выжить и получить хоть какую-то возможность, потому что у него просто нет другого выхода.

Для принятия отчета АНО туркомпания обязана предоставить большое количество документов, что является второй причиной отказа участников. По словам Антона, директора другого туроператора, отчет по одной группе туристов занимает три папки формата А4. За первый сезон работы сотрудники оформили около 4 тысяч документов.

Организатор программы контролирует отчет в течение трёх месяцев, может отвергнуть его, указав недостачу документов или необходимость внесения изменений. В результате получение государственной субсидии задерживается на продолжительное время.

Туроператоры также сталкиваются с финансовыми рисками различных видов. Значительная доля туров отменяется: например, было забронировано 70 мест, а приехало только 50 человек. Компании должны подтвердить фактически понесенные расходы (ФПР) при сверке с АНО, предоставив документы об оплате номеров в отелях и авиа- или ж/д билетов. В противном случае деньги за клиентов, не воспользовавшихся туруслугами, придется возвращать.

В последнее время турфирмы получают требования от БЧП вернуть деньги за туристов, не прибывших в 2021 и 2022 годах, хотя сверка бухгалтерии за эти периоды уже давно завершена. «Сейчас за первый сезон программы (2021 год) нам прислали иск на почти два миллиона», – говорит Антон. – Часть наших документов потеряна, часть не принимается. Причем изначально у АНО не было стандартов по отчетности!

Видимо, составители федеральной программы не рассчитали, что в сфере внутреннего туризма преобладают малые предприятия с небольшим объемом продаж: предлагаемые условия оказались для них тягостными.

проходятЧерез конкурс отбираются победители на основе соответствия техническому заданию и наименьшей стоимости тура. Участники конкурсов сами, в свою очередь, жаловалисьНекоторые участники конкурса не смогли совершить выигранные путешествия, поскольку сборы групп были неожиданно отменены. Редакция TouDom.ru 18 декабря обратилась к АНО «БЧП» с просьбой прокомментировать причины такой ситуации, но ответа пока нет.