Испанский Национальный суд Audiencia Nacional потребовал от авиакомпании Iberia ввести ограничения на объем ручной клади, перевозимой пассажирами на борту самолетов Airbus A350-900. Причиной решения стало беспокойство стюардесс о возможных травмах, связанных с большими верхними полками на этих самолетах.
Испанские судьи вынесли решение, по которому авиакомпания Iberia обязана установить ограничения на вес ручной клади, которую пассажиры могут брать с собой в салон самолета.
Неожиданно возникла проблема. Airbus A350 оборудован полками для ручной клади, которые производитель обозначает как XL bins. В каждой из них без труда вмещается пять чемоданов стандартного «салонного» размера. Эти шкафчики установлены на консолях, и для их закрытия необходимо поднять к потолку вес ящика вместе с содержимым. В отличие от обычных узкофюзеляжных самолетов A319, A320 и A321, где дверцы шкафчиков закрываются опусканием и фиксацией, здесь, как и в Boeing, требуется поднять заполненный ящик вверх.
Каждый верхний шкафчик способен вместить груз весом от 30 до 45 кг, однако Iberia допускает перевозку ручной клади весом от 10 до 14 кг. Если учесть возможность размещения пяти единиц ручной клади, общая масса составит 50–70 кг.
Iberia не имеет установленной процедуры проверки веса ручной клади, перевозимой на борт самолета, что позволяет фактическому весу каждого чемодана значительно превышать допустимый предел.
Для подъема тяжестей бортпроводникам приходится одновременно наклоняться к пассажирам из-за особенностей конструкции кресел. На каждом самолете A350-900 установлено 112 верхних шкафчиков, что означает, что каждая бортпроводница должна будет выполнить подобное упражнение с отягощением 14 раз.
Верхние полки легко выдерживают значительный вес ручной клади, которую пассажиры размещают на борту, однако они могут создавать риски для здоровья и безопасности бортпроводниц.
Iberia получила свой первый A350 в 2018 году, а общий заказ включает 20 самолетов. Для оценки рисков авиакомпания провела ряд испытаний и даже определила безопасные методы закрытия полок членами экипажа. Тем не менее, это не убедило суд, который постановил, что Iberia не предприняла необходимых профилактических мер».
Представители профсоюзов бортпроводниц обратились с просьбой о замене отсеков для хранения багажа увеличенного размера (XL) на более привычные полки над головами. В качестве альтернативного варианта они предложили Iberia ограничить использование данных отсеков, предполагая, что авиакомпания может отказаться от части из них.
Судья отказал в удовлетворении этих требований, мотивировав это их нереализуемостью. Вместе с тем, Iberia обязали внедрить новые процедуры контроля веса ручной клади пассажиров и гарантировать соответствие установленным правилам.
При работе на воздушном судне авиакомпания обязана обеспечить, чтобы шкафчики закрывали одновременно двумя членами экипажа с ростом менее 1 метра 63 сантиметра, что позволит уменьшить вероятность получения травм.
Выражена обеспокоенность по поводу недавно введенной униформы Iberia, поскольку дизайн женского костюма ограничивает свободу движений в области плеч. В настоящее время Iberia работает над корректировкой некоторых элементов формы, чтобы обеспечить бортпроводницам больше удобства при закрытии верхних отсеков.