В течение 2023 года зафиксировано не менее пяти серьезных случаев турбулентности, некоторые из которых повлекли за собой тяжелые травмы. Способно ли глобальное изменение климата усиливать подобные явления?

Воздушная турбулентность, часто называемая «болтанкой», формируется в слоях атмосферы, где присутствуют нестабильные воздушные потоки и сильные струйные течения, обычно восходящего или нисходящего характера. Степень ее воздействия может варьироваться от незначительного дискомфорта и чувства тревоги до более серьезных последствий, таких как травмы пассажиров и членов экипажа, а также повреждения воздушного судна.

В прошлом месяце рейс 889 авиакомпании Alaska Airlines, следовавший из Портленда в Гонолулу, был включен в перечень рейсов, столкнувшихся с сильной турбулентностью. Самолет подвергся резким колебаниям, которые вызвали у пассажиров ощущение неминуемой катастрофы. В салоне раздались крики, а одна из стюардесс получила удар ведерком со льдом. Резкие перепады высоты вызвали недомогание у многих пассажиров, и стюардессам пришлось выдавать санитарные пакеты.

Полет сопровождался продолжительной турбулентностью, которая длилась около 45 минут.

Ни один из пассажиров или членов экипажа ранее не сталкивался с подобным инцидентом. Одна из стюардесс сообщила перед посадкой в Гонолулу, что сила турбулентности оказалась наибольшей за все 23 года ее работы. В Alaska Airlines подтвердили, что «турбулентность ясного неба» наблюдается все чаще.

Этот вид турбулентности наблюдается в ясные дни, когда нет облаков или плохой погоды, что и обуславливает его название. На высотах, превышающих 4,5 км, она возникает из-за резких изменений скорости и направления ветра.

Ученые считают, что изменение климата стало причиной повышения частоты турбулентности ясного неба. Повышение концентрации парниковых газов, главным образом углекислого газа, приводит к росту глобальных температур, что делает струйные потоки более изменчивыми и трудными для прогнозирования. За последние полвека величина сдвига ветра – это резкое изменение скорости и направления ветра на небольшом участке – увеличилась на 15 процентов.

По мнению ученых, интенсивность сильной турбулентности будет возрастать с течением времени. В частности, турбулентность ясного воздуха в Северном полушарии может увеличиться в три раза в ближайшие 30–60 лет, что зависит от объемов выбросов парниковых газов.

Турбулентность ясного неба сложно выявить, поскольку она возникает над облачным покровом. В результате пилоты не видят потенциальную опасность, поскольку это выглядит как обычный поток воздуха, подверженный ускорениям и замедлениям.

Согласно информации, предоставленной Федеральным управлением гражданской авиации США, турбулентность привела к получению 163 серьезных травм в период с 2009 по 2022 год.