Внешний вид самолетов претерпел значительные изменения с момента создания первых летательных аппаратов. Эти «устаревшие» конструкции из дерева и ткани существенно отличаются от современных, блестящих и аэродинамичных Boeing и Airbus. Развитие аэрокосмических технологий происходит непрерывно, и за всеми инновациями в авиастроении сложно успеть.

Попадание молний в самолеты происходит гораздо чаще, чем принято считать

Конструкция самолетов предусматривает возможность прямого попадания молний, что и происходит на практике. По оценкам, каждый самолет подвергается удару молнии в среднем один раз в год, или раз в 3 000 часов налета. Однако, авиакатастрофы, вызванные грозами, не происходят уже с 1967 года. Это объясняется продуманной конструкцией, благодаря которой электрический заряд молнии проходит через фюзеляж и выходит из него, обычно не нанося самолету повреждений.

В самолете нет «самого безопасного» места

Авиационные власти заявляют об отсутствии наиболее безопасного места в самолете, однако анализ данных авиакатастроф демонстрирует, что пассажиры, сидящие в средних креслах задней части салона, имеют наименьший риск погибнуть. Согласно аналитическим отчетам, во время авиакатастроф смертность среди пассажиров, находящихся в задней трети салона, составила 32%, в то время как в средней трети она достигла 39%, а в передней части – 38».

Учитывая большое количество факторов, сложно определить безопасное место при аварии. К тому же, авиационные происшествия происходят крайне нечасто.

В некоторых самолетах предусмотрены конфиденциальные помещения для отдыха пилотов и других членов экипажа

Перелеты на большие расстояния могут занимать до 18 часов. Для снижения утомляемости бортпроводников на некоторых современных самолетах предусмотрены небольшие зоны отдыха, где экипаж может отдохнуть. Доступ к этим зонам обычно осуществляется по скрытой лестнице, ведущей в небольшое помещение с низким потолком, которое вмещает от шести до десяти кроватей, ванную комнату и даже развлекательные системы.

Шины разработаны с учетом возможности безопасного приземления, исключающего их разрыв

Шины спроектированы таким образом, чтобы выдерживать колоссальные нагрузки – до 38 тонн. При посадке они совершают более 500 ударов о бетон взлетно-посадочной полосы на скорости 270 км/ч, прежде чем потребуется их замена. Давление в авиационных шинах приблизительно в шесть раз больше, чем в автомобильных. При необходимости замены шин наземная команда поднимает самолет на домкратах, подобно тому, как поднимают автомобиль. В случае разрыва колеса во время взлета, пилоты отменят полет и немедленно совершат посадку для проведения проверки безопасности.

Для чего бортпроводники затемняют освещение в салоне во время снижения самолета?

При ночной посадке самолета бортпроводники уменьшают яркость освещения в салоне. В чем причина этого?

Если аварийная посадка самолета потребует эвакуации пассажиров, их зрение уже адаптируется к условиям ограниченной видимости. Это сопоставимо с тем, как если бы в незнакомой, хорошо освещенной комнате, заставленной предметами, внезапно отключили свет и попросили быстро покинуть помещение.

Чтобы обеспечить возможность наблюдения за окружающей обстановкой в случае возникновения нештатной ситуации и определить наиболее безопасный путь эвакуации, стюардессы запрашивают у пассажиров поднятие жалюзи на иллюминаторах во время посадки.

Для поддержания полета самолету с пассажирами достаточно одного двигателя

Мысль о возможной поломке двигателя во время полета вызывает беспокойство, однако важно знать, что каждый современный пассажирский самолет способен безопасно продолжать полет даже при отказе одного из двигателей. Такая конфигурация, конечно, снижает топливную эффективность и уменьшает дальность, но для подобных сценариев проводятся специальные проверки и испытания.

Самолеты, осуществляющие междугородние и трансокеанские рейсы, особенно над океанами или в отдаленных регионах, например, над Арктикой, должны пройти сертификацию для эксплуатации с двигателями, обеспечивающими увеличенную дальность полета. Эта сертификация подтверждает способность самолета безопасно продолжать полет в течение определенного времени, используя только один двигатель. Boeing Dreamliner сертифицирован по стандарту ETOPS-330, что позволяет ему совершать полеты в течение 330 минут – пять с половиной часов – на одном двигателе.

Фактически, многие самолеты способны преодолевать значительные расстояния без использования двигателя, используя планирование. Благодаря продуманной авиационной инженерии, Boeing 747 может парить на высоту свыше 5 км, при этом теряя всего 300 метров высоты. Это предоставляет пилоту достаточно времени для безопасной посадки.

Наличие пепельниц в туалетных комнатах — это не случайность

Запрет на курение в авиалайнерах действует с 2000 года, однако пассажиры по-прежнему обращают внимание на наличие пепельниц в самолетных туалетах. Это связано с тем, что, несмотря на политику полного запрета курения и наличие табличек, призывающих к этому, всегда есть вероятность, что курильщик все же нарушит правила и закурит в самолете. Считается, что в случае нарушения правил, это произойдет в ограниченном пространстве туалета, и курильщик выбросит окурок в предназначенное для этого место – в пепельницу, а не в мусорный ящик с салфетками, что может спровоцировать пожар.

Об ответственности за курение на борту самолета рассказывать не будем.

Небольшое отверстие в иллюминаторе воздушного судна служит определенной цели

Обычно иллюминаторы в самолетах состоят из трех акриловых слоев. Наружный слой защищает от внешних воздействий и поддерживает необходимое давление в салоне. Если внешняя панель получит повреждения, на смену ей приходит вторая. Небольшое отверстие во внутреннем слое, именуемое «выпускным отверстием», служит для регулирования давления воздуха внутри оконной конструкции.

Неблагоприятные условия в салоне самолета негативно влияют на восприятие вкуса продуктов и напитков, однако это касается не всех пассажиров

«Пища, содержащая мясо, курицу или рыбу, часто подвергается критике в самолетах, но проблема не в самом блюде. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Корнелльским университетом, условия внутри салона самолета влияют на восприятие вкуса и аромата — сладкие продукты кажутся менее сладкими, а соленые приобретают более выраженный вкус. Низкое давление воздуха может дополнительно снижать вкусовые ощущения, делая все на борту безвкусным. Исследование, проведенное Институтом строительной физики Фраунгофера в Германии, показало, что во время полета распознавание сладкого и соленого вкусов затруднено примерно на 30%. Возможно, в следующий раз стоит воздержаться от еды и выбрать вместо этого стакан томатного сока — пожалуй, единственный напиток, который на высоте ощущается приятнее, чем на земле.

В масках имеется ограниченный запас кислорода, которого достаточно лишь на 15 минут

Инструкции по технике безопасности, предоставляемые на большинстве рейсов, содержат информацию об использовании кислородных масок, которые применяются в случае резкого падения давления в салоне самолета. Однако стюардессы не всегда сообщают, что кислород в этих масках рассчитан всего на 15 минут. Этот факт может показаться тревожным – ведь это довольно короткий период времени. Тем не менее, этого запаса кислорода вполне достаточно. Важно помнить, что кислородные маски автоматически активируются, когда в кабине самолета происходит снижение давления. Пилот немедленно реагирует на это, надевает свою кислородную маску и снижает высоту полета до отметки ниже 3 000 метров, где пассажиры смогут дышать без дополнительного оборудования. Обычно такой быстрый спуск занимает меньше 15 минут, поэтому кислорода в масках более чем достаточно для обеспечения безопасности пассажиров.

Конденсационные следы, оставляемые самолетами в небе, формируются из водяного пара

Белые линии, которые мы видим в небе за самолетами, являются следами конденсата и получили техническое название «инверсионный след». Во время работы двигатели самолетов выбрасывают водяной пар. Этот горячий пар, попадая в холодный воздух верхних слоев атмосферы, формирует пухлые белые линии, которые мы наблюдаем на небе. Подобный эффект возникает, когда мы дышим ртом в холодную погоду.