Франция ввела запрет на внутренние авиарейсы на небольшие расстояния, если есть доступные альтернативы воздушному транспорту, для снижения выбросов углекислого газа.

Официальный запрет, принятый законодателями два года назад для прекращения внутренних авиарейсов при железнодорожной альтернативе менее двух с половиной часов, вступил в силу во вторник.

Французские экологи сообщают: при авиаперелёте за одного пассажира выделяется в 77 раз больше углекислого газа, чем при поездке на поезде. На железнодорожных маршрутах протяжённостью менее двух с половиной часов самолет выигрывает по времени в среднем всего на 40 минут.

Сейчас ограничения касаются лишь коммерческих рейсов, частные самолеты по-прежнему летают.

Для того чтобы авиамаршрут попадал под действие запрета, установленного ЕС, между точками А и Б должно быть скоростное железнодорожное сообщение.

Поезда должны работать с рассвета до заката, обеспечивая путешественникам возможность находиться в пункте назначения не менее восьми часов и вернуться назад.

Поезда пока курсируют по трем маршрутам совместно с самолётами: между аэропортами Париж-Орли и Бордо-Мериньяк, а также аэропортами Лион Сент-Экзюпери и Нант Атлантик. Пересадки на стыковочные рейсы не оказывают влияния.

Эксперты отмечают, что изначально планировалось заменять самолеты поездами на маршрутах длительностью до четырех часов. Из-за негативной реакции Союза аэропортов Франции и европейского отделения Международного совета аэропортов ACI Europe Еврокомиссия вмешалась и в декабре 2022 года сократила расстояние до нынешних двух с половиной часов.

Изучались другие маршруты, но в итоге отказались от них. Это Париж Шарль де Голль ― Бордо, Лион и Ренн, а также Лион ― Марсель. Оказалось, что поезда не отвечают требованиям ЕС. Возможно, их запретят позднее, когда улучшится железнодорожное сообщение.

Возмутительно, что Air France, флагманский перевозчик страны, сокращает внутренние маршруты на короткие расстояния после получения от французского правительства 7 млрд евро поддержки после COVID-19. Другие авиакомпании сомневаются в законности предложений Европейской комиссии.

Депутаты считают, что ограничение по времени и небольшой набор маршрутов делают запрет главным образом символичным. Вычисления показывают, что на три затронутых маршрута приходится лишь 3% всех выбросов от внутренних авиарейсов.

Специалисты, критикуя запрет, советуют правительству сосредоточиться на «реальных и значимых решениях» проблемы, так как «запрет на эти поездки окажет лишь минимальное воздействие» на выбросы CO2.