в 2022 году авиакомпании-стартапы добились значительных успехов на мировом рынке: их общее число достигло 36. При этом 20 из них получили лицензию на ведение деятельности в Европе».
После снятия всех ограничений на поездки в Европе авиакомпании начали активно возвращаться к работе и стремились компенсировать потери, понесенные в период пандемии. Несмотря на дефицит кадров, перевозчики обслуживали миллионы пассажиров, при этом некоторые даже установили рекордные показатели по объему пассажирских перевозок. Помимо известных авиакомпаний, на рынке появились и несколько новых игроков, которые пока не приобрели широкую известность.
Несмотря на то, что количество новых авиакомпаний уменьшилось по сравнению с 58 в 2021 году, эти данные близки к показателям, предшествовавшим пандемии: в 2019 году в небо поднялись 42 авиакомпании. Однако, в Европе зафиксировано наибольшее количество прекращений деятельности — семь авиакомпаний покинули рынок из-за истечения срока действия эксплуатационного сертификата.
В регионе произошло заметное событие – возвращение британской региональной транспортной компании Flybe, норвежской Norse Atlantic (компания была основана в 2021 году, однако начало эксплуатации пришлось отложить до июня 2022 года Niceair, которая соединяет северную Исландию с материковой частью континента. Появилось и множество более мелких: от Air Alderney на Нормандских островах до Surcar в Испании.
Эксперты прогнозируют сложный период для европейских стартапов. Уже существуют определенные вызовы, например, бюджетные авиакомпании могут столкнуться с необходимостью дальнейшего снижения прибыли, в то время как высокие цены на топливо, закрытие воздушного пространства и другие факторы требуют от новых игроков противоположных действий. Кроме того, проблемы с уровнем жизни и высокая инфляция во многих государствах могут повлиять на готовность людей к путешествиям. Именно этот фактор окажется наиболее существенным для начинающих компании.
Несмотря на прогнозы, спрос остается стабильным. Потребители не продемонстрировали признаков снижения туристической активности после пандемии COVID-19, и лето 2023 года, вероятно, станет самым успешным в истории гражданской авиации. Авиакомпании прогнозируют отправку в путешествия еще большего количества пассажиров. Если текущая тенденция сохранится, стартапы смогут не только выжить, но и добиться успеха, поскольку высокий пассажиропоток позволит компенсировать возникающие расходы.
Хотя в Европе наблюдается наибольшее количество новых проектов, в других частях света также происходят значительные изменения. В Доминиканской Республике компания Arajet начала деятельность и уже добавила в свою маршрутную сеть более десятка пунктов назначения. Bonza, потратившая прошлый год на планирование и приобретение самолетов, в начале января получила сертификат и теперь может начать летать.
по предварительным данным, 2023 год может оказаться успешным для мировой авиации, предоставив авиакомпаниям возможность перейти от этапа восстановления к стадии развития.