Фото: qatarairways.com

Туристам из России отказали в регистрации на рейс в Катар из-за проблем с автоматической системой сканирования документов авиакомпании Qatar Airways. В результате путешествие было отменено, деньги за проживание вернули, а за перелет – нет.

Выяснилось, что у туристов были пятилетние заграничные паспорта. В МВД не нашли собственную ошибку. Визуально документы смотрелись аутентичными, разве что две цифры в машиночитаемой строке были немного бледными.

Туристы сначала подали претензию туроператору с требованием возврата денег за сгоревшие авиабилеты (поскольку остались дома не по своей вине), а затем решили обратиться в суд. «В досудебной претензии мы попросили предоставить официальный документ и ссылку на нормативные акты и регламенты, которые дали право авиакомпании отказать в регистрации, но, получив от туроператора формальный ответ, обратились в суд», – сообщил юрист Игорь Косицын.

В суде первой инстанции путешественники проиграли дело – Красногорский городской суд посчитал, что туристы могли самостоятельно изучить правила катарского аэропорта. Правила действительно есть в базе данных Timatic для авиакомпаний, но в суде не указали, где туристы могли с ними ознакомиться. Ни туроператор, ни перевозчик информации на этот счет не предоставил никаких сведений.

Московский областной суд изучил апелляционную жалобу и вчера вынес решение в пользу путешественников. Туроператору пришлось выплатить 65 тысяч рублей за билеты на самолет и такси, 70 тысяч рублей неустойки, 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и штраф в размере 50 тысяч рублей.

В конечном счете отвечать может перевозчик. Неясны точные формулировки судебного решения. Возможно, авиакомпанию признают виновной, а ответственность туроператора рассчитают как исполнителя договора реализации турпродукта. В таком случае у него есть основания для регресса.

В судебном процессе представитель Qatar Airways указал, что правила по паспортам в авиакомпании прописаны, но только не на русском языке. Поэтому туроператор должен был сообщить туристам об особенностях регистрации, и если этого не сделал, то несёт ответственность за недостаточное информирование.

В сентябре мы написалиРоссийская туристка не вылетела в Паттайю из-за промаха судебного пристава, потратив более 200 тысяч рублей на тур, который судом вернули.