Адвокат Александр Байбородин предоставил туристическим агентам рекомендации по действиям в случае появления нетрезвого клиента в офисе.


Клиенту, проснувшемуся утром с похмельем вместо билета на море предстает счет за «роскошный тур в Антарктиду». Разбираться с подобными ситуациями – сомнительное удовольствие. Что же делать менеджеру туристической компании?


Лучше заключить договор. Риски существуют, но быстрые суждения о состоянии туриста, а также неоправданное отказание в его заключении могут привести к неприятностям для компании.


В случае необходимости откажите вежливо, ссылаясь на внутренние правила или предложив вернуться позже, когда ситуация нормализуется. В крайних случаях вызовите охрану.


Турагенты утверждают, что накануне праздников запросы клиентов разнообразны, и готовых решений на любой случай не существует – в каждом случае нужно действовать по-разному.


Клиенты могли бы не дойти до самолета или не быть пропущены на борт, а затем потребовали бы возврата денег турфирме.


Закон не запрещает заключать договора с клиентами, которые ведут себя весело. Однако, если человек из-за своего веселья не понимает суть подписываемого документа (ст. 177 ГК РФ), договор может быть признан недействительным, предупреждает Александр Байбородин.


Турист должен будет доказать, что был пьян и не понимал подписи. Для этого можно получить медицинское заключение перед посещением турфирмы или найти свидетелей, чьи показания суд признает правдоподобными.


Некоторые воздерживаются от общения с пьяными клиентами. По мнению Байбородина, и это чревато судебным иском за незаконное отказывание в услугах.


Поспешные выводы менеджера о состоянии алкогольного опьянения туриста, если нарушение двигательных функций и речи могут быть из-за физиологических особенностей человека, приведут к штрафу по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Важно помнить, что договор о реализации туристского продукта является публичным, и согласно ст. 426 ГК РФ компания, имея возможность оказывать услуги (заключить договор), не вправе отказывать в этом.


Специалисты по праву советуют: при рассмотрении подобных ситуаций необходимо оценить все стороны вопроса. При принятии решения о заключении сделки лучше пригласить свидетелей – других сотрудников или руководство компании – и в их присутствии еще раз убедиться, что турист осознает свои действия и готов за них платить.

мнению по запрету алкоголя на транспорте.