Фото: Unsplash

С вчерашнего дня РСТ распространяет опровержения через СМИ и сообщества в социальных сетях. скандального сообщения Председатель РСТ Илья Уманский высказался о возможности сбора с покупателей туристических путевок за границу для снижения нагрузки на туроператоров и большей доступности зарубежных путешествий.

Для формирования единого фонда целесообразно устанавливать размер платежа не более 100 рублей за каждый реализованный тур. В настоящее время туроператоры, оплачивая фонд персональной ответственности объемом 7% от объема реализованного турпродукта, несут нагрузку в размере 1,4% на каждый тур с учетом действующих банковских ставок. Таким образом, при стоимости выездного тура 100 тысяч рублей туроператор перечисляет в фонд 1,4 тысячи рублей.

Но при рассмотрении текста оригинала публикации Согласно «Интерфакса», журналисты верно истолковали информацию. В сообщении пресс-службы РСТ сказано: президент РСТ Илья Уманский предложил изменить механизм финансовых гарантий и создать государственный фонд, куда каждый покупатель тура за рубеж платил бы сбор. По его мнению, такой фонд может стать аналогом экспортной пошлины на выездной туризм.

Уманский предложил: «Альтернативой инструментам могут стать единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта. Потребитель оплачивал бы сбор по аналогии с туристическим налогом. Государство должно было бы гарантировать туристов, а дивиденды от денежных средств, уплаченных в такой фонд, могли бы направляться на развитие инфраструктуры внутреннего туризма, например, на проект «Пять морей и озеро Байкал»».

По всей видимости, необходимость в новом пресс-релизе РСТ возникла из-за резко отрицательной реакции профессионального сообщества, потребителей и, возможно, чиновников. Туроператоры выездного туризма недовольны тем, что инициатива, затрагивающая их бизнес, не обсуждалась с ними. Граждане, судя по результатам… опросаУсмотрели посягательство на своё право свободно выезжать за границу.

Идея Ильи Уманского о возведении курортов на проценты от сбережений туроператоров также вызывает возмущение. Стало ясно, что речь идёт о весьма значительных суммах денег. В местах, где крутятся миллиарды, коррупция нередка. 19 октября СМИ сообщили о скандале, связанном с экс-мэром Сочи Копайгородским, в квартире которого… нашли 47 млн руб. в цветочных горшках.

Новый пресс-релиз РСТ создан для улучшения ситуации и частичного возмещения прежнего статуса. Результат оказался неудовлетворительным.

Специалисты РСТ уверены: появление нового альтернативного фонда, заменившего фонд персональной ответственности и институт страхования ответственности туроператоров, уменьшит нагрузку на бизнес и неминуемо — стоимость туров для покупателей.

Эксперты считают это либо плохим знанием экономики турбизнеса, либо лукавством. Даже если туроператоров освободят от взносов в фонды персональной ответственности и заменят их сторублевым сбором с туристов, цены не изменятся. Рынок определяет стоимость услуг в сфере выездного туризма, поэтому 1400 руб. экономии на каждые 100 тыс. рублей в цене тура, о которых пишет РСТ, просто растворятся в ежедневных колебаниях спроса и предложения, курсовой разницы или внешних воздействий.

По-видимому, руководство РСТ недостаточно разбирается в ценообразовании туроператорского бизнеса. Туры реализуются по рыночной цене, и разница в 100 рублей против 1400 не может повлиять на итоговую стоимость, — заявил топ-менеджер одной из компаний, комментируя расчеты РСТ.

Неудачный формат представления инициативы Уманского, отсутствие проработанной аргументации и проблемы внутри РСТ, где между президентом и главными участниками нет продуктивного диалога, приводят к тому, что накопившиеся в отрасли проблемы не решаются. В первую очередь речь идёт о системе фингарантий, при которой туроператоры не могут оформить фингарантии, так как страховщики отказываются их страховать. В случае банкротств туристы получают, как правило, малую часть от стоимости несостоявшихся туров. Тем не менее, есть эксперты, которые видят в происходящем позитив. «Власть и бизнес пытаются сейчас найти новые решения. Некоторые инициативы бывают сырыми и не до конца продуманными. Совместными усилиями мы найдём верные решения. Илья – умнейший человек, надежный, неравнодушный. Ошибок не делают только бездельники», – уверен Алексан Мкртчян, основатель сети турагентств «Розовый слон».