
Холдинги «Новапорт» и «Аэропорты регионов», владеющие воздушными гавнями в Новосибирске, Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Саратове и других городах, предложили ввести сбор для пассажиров. Сбор составит 3–5% от стоимости билета. Авторы идеи считают, что эти средства позволят аэропортам погасить льготные кредиты, которые они собираются получить у государства на развитие инфраструктуры.
«Коммерсантъ» сообщает о серьёзной проблеме модернизации аэродромов и сокращении государственного финансирования. На следующий год на аэродромную инфраструктуру заложили на 22% меньше средств, чем в этом, а прогнозы на последующие годы неясны. Владельцы аэропортов предлагают получить у государства из средств ФНБ льготные кредиты на 25–30 лет под ставку 2%. Планируется погасить займы с помощью нового сбора, который, вероятно, ляжет на пассажиров – либо в виде включения в тариф, либо отдельной платой в аэропорту.
Минтранс к инициативе, как пишет«Коммерсантъ» высказывает скептицизм, чиновники считают неприемлемым перекладывать дополнительные расходы на пассажиров. Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что повышение стоимости билетов противоречит идее развития воздушных перевозок, мобильности, транспортной доступности и связанности регионов, продвигаемой Правительством РФ. Эксперты сомневаются и в цифрах: размер нового сбора в 300 рублей с человека не сделает погоды – на модернизацию аэродромов собранной суммы не хватит. А 500–1000 рублей серьезно ударят по пассажиропотоку. Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев считает, что альтернативой очередному аэропортовому сбору могло бы стать увеличение неавиационных доходов региональных аэропортов от ритейла и общепита. Поле для развития здесь есть: если подобные доходы у небольших европейских аэропортов составляют около 40%, то у нас – 20%.