В российских аэропортах в 2024 году произошло шесть инцидентов с существенным повреждением самолетов при буксировке вследствие ошибок персонала наземных служб.


В феврале в Шереметьево Airbus A320 «Аэрофлота» врезался в трап, оставленный на перроне. Член бригады буксировщиков не сообщил коллегам о препятствии, считая это не своей задачей. В результате самолет получил повреждения законцовок крыла и был временно снят с рейсов.


В аэропорту Иркутска операторы буксирного оборудования передвигали транспортное средство на высокой скорости. Транспорт развернули, в результате чего он наехал на самолет S7. В результате аварии у аэробуса А320 пострадал мотор и сломалась стойка шасси.


В Санкт-Петербурге, Казани и Магадане зарегистрированы инциденты.


Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru, выражает беспокойство по поводу произошедших ЧП на аэродромах. По его словам, авиакомпаниям не хватает самолётов, действующие летают с максимальной загрузкой, поэтому временный вывод из строя одного может иметь критическое значение.


При авиакатастрофах на аэродроме аэропорт выплачивает компенсацию авиакомпании, чье воздушное судно пострадало. Однако эти выплаты не покрывают всех расходов на ремонт иностранного самолета. Кроме того, поломка шасси и повреждения корпуса требуют сложных работ, для которых желательно привлекать разработчика. Airbus и Boeing с 2022 года не сотрудничают с Россией, поэтому ремонт представляет трудную задачу для перевозчика.


Росавиация указывает на отсутствие связи между членами буксировочной бригады, не убранный с перрона спецтранспорт, плохое согласование действий водителей и других сотрудников, нарушение технологии как причины авиапроисшествий. Глава федерального агентства Дмитрий Ядров поручил руководителям аэропортов провести занятия по повышению квалификации специалистов наземных служб. Необходимо установить порядок действий при нештатных ситуациях, например, согласовать работы буксировщиков в случае препятствий на маршруте, поломки тягача.


В аэропорту Казани разработали собственный план по профилактике инцидентов на перроне. Планируют увеличить количество буксировщиков в каждой бригаде, а также дополнительно проинструктировать специалистов. Также предусмотрено приобретение переговорной техники для улучшения радиосвязи.


Специалисты отмечают, что до 2022 года наземные службы аэропортов проходили аттестацию на соответствие стандартам IATA. В связи с прекращением работы этой организации в РФ отечественный аналог не был создан. По мнению экспертов, для исправления ситуации в России нужно принять программу обеспечения безопасности полетов, соответствующую нормам ICAO, и обеспечить контроль за ее исполнением со стороны аэропортов.