
Глава организации утверждает, что позиция отрасли единая, но собеседники редакции рассказали, что в РСТ обсуждений по этому вопросу не было. «Отправка письма в Минэк с формулировкой “мнение бизнеса” неуместна, так как такового нет. Более того, о необходимости такой инициативы никто нас не спрашивал», – сообщил один из членов правления.
Члены РСТ отказываются открыто комментировать ситуацию, опасаясь ухудшения репутации всего объединения. По словам источника, давление оказывается на туроператоров, так как публичная реакция на письмо продемонстрирует невозможность достижения соглашений в бизнесе.
Однако он напомнил: два года назад Ростуризм уже предлагал в своем варианте законопроекта аналогичную формулировку турпродукта, где главной услугой становилось размещение туристов, а перевозка не упоминалась. Тогда эта тема широко изучалась общественными организациями, и в итоге они высказались против. Свои аргументы изложили в обращениях в Госдуму, Минэк и другие инстанции. Копии есть в редакции.
Развитие ситуации таково, что любая организация по размещению (гостиницы, санатории и прочие), например, предоставляющая услугу трансфера, будет считаться туроператором. Законопроект существенно расширяет сферу регулирования и число предприятий, обязанных получить статус туроператора.
Барзыкин считает, что если турпродуктом считать сочетание размещения с любой другой услугой, то многие турагенты должны будут получать статус туроператора. Это увеличит расходы и затруднит работу регулятора, так как контроль над десятками тысяч компаний сложнее, чем над существующими 4499 компаниями из реестра туроператоров.
Барзыкин отметил, что расширительное понимание понятия «турпродукт» беспочвенно и приведёт только к избыточному контролю.
По его мнению, к изменению формулировки турпродукта нужно отнестись разумно и взвешенно, ведь перевозка – основа туризма, который определяется как временные выезды (путешествия) граждан России с места жительства в страну временного пребывания. Размещение туристов же является базовой услугой для гостиниц, а не для туроператоров.
Предполагается серьезный передел рынка туристических услуг по размещению, который негативно скажется прежде всего на туристических агентствах. Яндекс, МТС и подобные агрегаторы обеспечат финансовые гарантии, чего не в состоянии сделать туристическое агентство. Интересно узнать цель Ильи Уманского. Возможно, его стремление – уравнять позиции с уже активно действовавшими на туристическом рынке агрегаторами, но это однозначно затронет агентов, если примут его предложение.
Ранее собеседники редакции высказывали Существует две версии возникновения инициативы главы РСТ. Первая: действия в пользу компании Алеан, поскольку не все продажи освобождаются от НДС для туроператоров внутреннего туризма. Вторая: лоббирование интересов чиновников из-за увеличения доходов от роста числа туроператоров.