претензии Счетной палаты Министерство экономического развития курирует программу поддержки строительства модульных отелей. По их словам, отчеты аудиторов редко бывают позитивными, так как «у Счетной палаты такая работа». Пересмотреть условия раздачи денег организаторам глэмпингов действительно стоит – среди них слишком много дилетантов с сомнительными проектами.
Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, сообщил, что в сферу глэмпингов пришли много непрофильных инвесторов, которые видят в ней возможности для заработка. Они пытаются реализовывать свои идеи, включая стремление к господдержке. Проблема заключается в том, что бизнес-планы часто проработаны недостаточно хорошо, не учитывают сезонность и специфику глэмпинга.
Вадим Прасов приводит пример: люди устанавливают сафари-тенты, но в сибирских условиях это возможно только летом. Встречаются и грубые нарушения, о чем говорится в отчете Счетной палаты: 42% проектов расположены на участках, не предназначенных для временного проживания.
Гостиничный бизнес за городом представляет собой более сложную задачу, чем может показаться на первый взгляд, из-за высоких издержек. Инвесторам следует тщательно обдумать стратегию привлечения гостей. Вадим Прасов считает, что больше перспектив у предпринимателей, которые строят глэмпинги в рамках существующих отелей, получая готовый продукт и наращивая номерной фонд менее затратным способом. Второе направление – поддержка развития туризма на особо охраняемых территориях, где капитальное строительство невозможно.
Алексей Кожевников, независимый эксперт, считает: государственные органы должны тщательнее подходить к выбору проектов, претендующих на бюджетное финансирование. Важна компетентность на федеральном и региональном уровнях при оценке представленных проектов: по земле и оформлению, себестоимости строительства, вложениям в инфраструктуру, экономике предприятия в итоге, цене предложения и так далее. Турист интересуется тем, что будет на выходе и по какой цене, а некоторые предприниматели – только получением субсидии. Поэтому профильные органы должны разбираться и отделять мух от котлет уже на первом этапе.
Роман Еремян, директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, считает, что выделение денег предпринимателям из бюджета нецелесообразно. В этом случае конкуренция идёт не за интересный продукт, а за доступ к ресурсам, которые должны удешевить строительство для получателей грантов.
Специалист полагает, что целесообразнее настроить систему налогов так, чтобы инвестиции в отели приносили прибыль компаниям без всяких стимулирующих мер.
«Нужно ликвидировать первопричину необходимости поддержки – неконкурентоспособность регулирования по сравнению с зарубежными конкурирующими локациями, неравенство налоговых режимов внутри страны. Нужно ввести отраслевую налоговую систему, особенно касательно фискальной нагрузки на труд», – перечислил свои предложения Роман Еремян. Стремление чиновников нарастить количество гостиничных номеров считает ошибкой. «Надо прекратить погоню за количественными показателями и разводить все больше номерного фонда, не обладающего значимой эмоциональной ценностью для потребителя. Надо прекратить разводить проекты для сезонной эксплуатации в отдаленных районах и так далее». Собеседник предлагает четко сформулировать цели развития туротрасли и, уже отталкиваясь от них, планировать инструменты поддержки.
публикуются Объявления о продаже глэмпингов или долей в таком бизнесе.