Фото: flickr.com

Европейский союз включил авиакомпанию Утаир в пятнадцатый пакет антироссийских санкций, принятый сегодня. Официальное объяснение – перевозчик якобы получает существенную поддержку от властей и предоставляет логистическую помощь Министерству обороны РФ.

Эксперты авиации считают, что настоящая причина – экономическая. Авиакомпания Utair ведет активную деятельность не только в России, но и во многих странах, осуществляя грузовые вертолетные перевозки – это одна из главных частей ее бизнеса (парк насчитывает более 300 вертолетов разных моделей). РедРешение ЕС может быть связано с предстоящим распределением контрактов ООН на перевозки, буквально на прошлой неделе организация высказалась за расширение сотрудничества с РФ под свои гуманитарные миссии. «Не исключено, что применение санкционного механизма Европой в данном случае – не что иное, как попытка недобросовестной конкуренции для обеспечения приоритета своим авиакомпаниям», – сказал один из экспертов.

Специалисты сомневаются, что рестрикции ЕС повлияют на маршрутную сетку Utair в отношении пассажирских авиаперевозок по России и за границу. В качестве примера приводят «Аэрофлот» и «Победу», которые также находятся под западными санкциями, но продолжают активно летать как внутри страны, так и за рубежом – в те страны, куда российские авиакомпании допускаются.

Часть доходов Utair на рынках Африки может быть потеряна в некоторых странах, сильно зависящих от экономических связей с Европой. В связи с угрозой вторичных санкций некоторые могут отказаться от контрактов на вертолетные перевозки. Многие российские компании уже адаптировались к западным ограничениям и находят эффективные способы их обхода. Utair играет значимую роль в авиатранспортном обслуживании предприятий ТЭК и, вероятно, сможет рассчитывать на поддержку государства в случае экономических проблем.

Туристический рынок использует рейсы Utair для перевозки пассажиров по России и за ее пределами. Авиакомпания осуществляет полеты из Москвы и некоторых других городов в Турцию и ОАЭ.