Повышенные затраты на керосин, вынужденные перелеты по альтернативным маршрутам, нарушения графика вылетов и посадок в аэропортах, трудности с экипажами — все это непосредственные последствия кризиса в Восточной Европе для мировой авиации.

В прошлом году ряд авиакомпаний сократил маршрутную сеть из-за ограничений полетов в российские и украинские города. Проблема ограничения воздушного пространства над Россией и её влияние на расход керосина сохраняются.
Несмотря на это, воздействие отчасти уменьшилось, поскольку цена топлива снизилась на 43 процента по сравнению с наивысшим уровнем июня прошлого года. Она все еще выше, чем в 2019 году, но не так значительно, как в 2022-м.
Большинство европейских авиакомпаний почти не ощутили влияния запретов на воздушное пространство на свою прибыль, в то время как для северных перевозчиков ситуация крайне сложная.
Отказ от полетов над Россией повышает время и затраты на 15–40 процентов. Finnair больше всех пострадала из-за роста длительности рейсов в Китай на 40 процентов, а British Airways — из-за 20-процентного увеличения продолжительности перелетов.
Длительный перелет увеличивает расходы на персонал и техническое обслуживание. Кроме того, это негативно сказывается на новой идеологии всего западного мира: увеличение времени полета европейских авиакомпаний приводит к росту выбросов углекислого газа.
Китайские авиакомпании не сталкиваются с теми же ограничениями воздушного пространства, что и европейские. Например, на рейсе Шанхай – Париж China Eastern может лететь прямым маршрутом, а Air France вынуждена выбрать более длинный путь с облетом.
Два перевозчика эксплуатируют один и тот же тип лайнера — Boeing 777-300ER. При равном расходе топлива оба самолета демонстрируют дополнительную стоимость рейса Air France в 15 650 долларов и увеличение расхода топлива на 27 тонн.
Влияние внесенных изменений в расписание взлётов и посадок самолётов в аэропортах освещается наименьшим образом.
Начало COVID-19 и введенные ограничения на поездки привели к хаосу в авиакомпаниях. В момент готовности к восстановлению деятельности возникла новая проблема: закрытие российского воздушного пространства. В результате появились обходные маршруты, увеличивающие время полета и делающие невозможным соблюдение заранее назначенных интервалов взлетов-посадок.
Это не просто кратковременные изменения трасс, как происходило в Персидском заливе.
Finnair часто выполняет рейсы длительностью три-четыре часа. Японские авиакомпании, прилетающие в Европу, обычно задерживаются на два-три часа. Некоторые перевозчики выбирают маршруты через Северный полюс, так как это оказывается короче.
Авиакомпании преодолели перебои в расписаниях, изменив время прилета в конечный пункт назначения. В домашних аэропортах обычно нет трудностей, всегда можно договориться и получить нужный час посадки. Прошлым летом это было особенно просто, поскольку пассажиропоток по всему миру не достигал 70–80 процентов от допандемийного уровня. Но предстоящим летом ожидаются серьезные проблемы с потоком авиапассажиров.
По причине необходимости использования дополнительной техники прибегают к такому примеру: европейский перевозчик строго по расписанию покидает свой базовый аэропорт и прибывает в Японию на два-три часа позже. Из-за невозможности получить новое время вылета, а также опасений о веерных задержках следующих рейсов при позднем вылете, авиакомпания сохраняет изначальное время вылета из Японии — это два или три часа до прибытия самолета из Европы. В итоге летит ещё один полузагруженный самолет, который «успевает вовремя». Это оказывает значительное влияние на планирование полетов, так как приходится привлекать два дополнительных самолёта для выполнения еженедельного расписания.
При обслуживании воздушного пространства России у компаний возникают трудности с экипажами. Для перелёта по маршруту некоторым приходится работать дольше согласованного времени. Некоторые компании обсуждают это с профсоюзами, другие привлекают дополнительные экипажи, что повышает цену и усложняет работу.
Доступ в воздушное пространство России ограничен не для всех авиакомпаний. Авиакомпаниям из ЕС, Великобритании и США санкции запрещают вход в это воздушное пространство. Для остальных компаний ситуация менее ясная.
Например, Япония ввела санкции, блокирующие все платежи в Россию. Если авиакомпания совершит облет страны и потребует экстренной посадки, у неё не будет наземной поддержки, возможности дозаправиться или заплатить за что-либо.
Страховые компании предупредили о том, что перелёт через территорию России может привести к аннуляции страховки и прекращению деятельности.
Что будет дальше?
Авиакомпании почти восстановили расписания, действовавшие до пандемии COVID-19, наблюдается рост пассажиропотока. Восстановление Азиатского и китайского рынков внушает оптимизм относительно предстоящего летнего сезона.
Российское воздушное пространство остается закрытым. Это приводит к увеличению длины маршрутов и сложности с подбором слотов аэропортами для авиакомпаний. Авиация пока далека от привычного летнего сезона. В связи с дополнительными рейсами на маршрутах, в определенные дни недели на многих рейсах имеются свободные места для корректировки графиков взлетов-посадок.
Все еще предстоит пройти путь, прежде чем отрасли вернутся к обычной жизни.