По словам юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, пассажир не может требовать у авиакомпании выплат за просрочку доставки или иных компенсаций, предусмотренных Воздушным кодексом. Согласно пункту 76 Федеральных авиационных правил (приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82), перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете или грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности.
Отменяя рейс по соображениям безопасности, перевозчик обязан вернуть стоимость билетов, хотя компенсировать другие убытки не обязан, указала Мария Чапиковская. В ожидании рейса авиакомпания обеспечивает пассажиров напитками, горячим питанием, номером в гостинице и другими удобствами, предусмотренными п. 99 ФАП.
В случае с турами ситуация отличается. Если туристический продукт не реализован, путешественники имеют право на возврат потраченных средств, поскольку им не оказаны услуги. При отказе исполнителя по любым причинам согласно статье 782 ГК РФ у заказчика есть право на компенсацию убытков. «Если рейс был задержан, но турпродукт состоялся, то турист может потребовать компенсации за недополученные услуги (например, потерянный день проживания)», – прокомментировала юрист.
Иногда туристы отказываются от тура, например, из-за задержки рейса. В такой ситуации деньги возвращаются, но с вычетом фактически понесенных расходов. Эти расходы можно оспорить, особенно если меняются даты турпродукта. Суд по статье 451 ГК РФ распределяет бремя несения расходов так, чтобы справедливо делиться между сторонами.
Ранее мы написалиВ среду авиакомпания «Аэрофлот» испытала серьезные сбои в графике. Компания отменила 52 рейса из Москвы и 54 рейса, направляющихся в столицу. Более 140 вылетов и прилетов были задержаны.