Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила закрепить в законе понятие «семейный отдых», разработать туристические маршруты с учетом детей и создать на них соответствующую инфраструктуру.

Семьи во время поездок сталкиваются с нехваткой детских мест отдыха, кроваток в гостиницах, детского меню в ресторанах и стульчиков для кормления. Отсутствует также придорожная инфраструктура для семейных автопутешествий.

Руководитель туроператора «Старый город» Елена Попова согласна с мнением вице-спикера Госдумы. Семья в формате «мама – папа – дети» — основа для развития внутреннего туризма, считает она. За рубежом это давно поняли, поэтому семьи стремятся за границу. Нашему туризму предстоит много работы, чтобы выдержать конкуренцию, и Попова рада, что об этом наконец говорят с трибуны.

Путешествующим семьям трудно найти информацию о подходящих для взрослых и детей достопримечательностях. Готовые туры есть только для определенных групп, например, школьников.

В советский период решить этот вопрос было проще. В СССР существовала обширная сеть «всесоюзных маршрутов». Это были автобусные туры с несколькими ночевками в разных местах или полностью разработанные маршруты с номерами, готовые к реализации. По словам Елены Поповой, опыт тех, кто пользовался такими турами, был положительным.

В нынешнее время автомобильных поездок приложения с информацией о регионе или сайты с перечнем достопримечательностей могут решить проблему путешественников. Например, в 2010-х годах действовал проект «Сказочная карта России».

Второе препятствие — неустроенность придорожной инфраструктуры. Туристы, путешествующие на машинах и автобусах, останавливаются на заправках. Такое место некомфортно для ребенка: там нет подходящего меню для детей, пеленального столика, а туалеты в лучшем случае два-три. Поток путешественников или прибытие автобуса приводит к коллапсу – заправка не справляется с таким количеством людей, возникают очереди, и пассажиры вынуждены ждать по часу-двум вместо 30 минут.

В Европе эту проблему решили – сети придорожных кафе располагаются возле заправок. Двухэтажное здание рядом с большой парковкой включает на первом этаже кафе и туалетные кабинки, а второй этаж занят магазином с товарами для путешествий: детским питанием, игрушками, книгами, средствами гигиены и так далее. Автобус может «пропустить» такое заведение за 30 минут.

В России появляются единичные комплексы подобного типа. К 2030 году их количество может увеличиться. Такая концепция развития автомобильных дорог предусмотрена до указанного года. В неё входит решение рабочей группы «Автодора» от 2013 года о развитии придорожного сервиса, в частности строительстве мест для перекуса и отдыха.