Оператор российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), АО «ТКП», предложила партнерам с 1 ноября изменить схему расчетов за оформление авиабилетов, выписываемых через СВВТ. Сейчас услуги ТКП оплачивает пассажир через таксу ZZ (последние несколько лет ее размер составляет 185 рублей за один сегмент). РедВзимаемая плата, как правило, прибавляется к стоимости авиабилета. Агентствам вместо таксы предлагается оплачивать сбор за информационно-технологическое обеспечение. пишет РБК сообщает, что сбор облагается НДС. В связи с этим цена каждого полета, приобретенного через ТКП, увеличится с 185 до 222 рублей.
Сергей Демиденко, президент ААВТ, полагает, что данная рокировка существенно увеличит затраты партнеров ТКП. Сейчас компаниям приходится платить за ИТО фиксированную сумму – 1800 рублей в месяц. По его прогнозу, билетные компании станут менее конкурентоспособными, поскольку клиентам, в особенности корпоративным, выгоднее будет покупать авиабилеты не у агентств, а напрямую у авиакомпаний.
В среде участников билетного рынка, торгующих большими объемами бизнес-тревел, это вызывает серьёзные опасения. Инсайдеры сообщают о намерении договориться с ТКП; для этого запланирована встреча с руководством компании. В случае неудачи готовы обращаться в ФАС.
Такса ZZ используется более двадцати лет, но спор о её легальности продолжается. В 2019 году ТКП… пыталась пролоббировать Изменения в Федеральные авиационные правила не прошли, летом текущего года Железнодорожный суд Новосибирска по иску новосибирского транспортного прокурора обязал авиакомпанию «Победа» пассажиру вернуть 185 рублей и компенсировать моральный вред. Основываясь на условиях ТКП перевозчик не смог обосновать законность включения таксы в стоимость билетов. Этим, как предполагают наблюдатели, объясняется желание заменить таксу сбором и переложить все негативные моменты на партнеров.